Стенли Кубрик — выдающийся американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, известный своим вниманием к деталям и техническому совершенству. Его работы охватывают различные жанры, от научной фантастики до исторических драм. Но он всегда стремился к глубоким философским вопросам и психологии человеческого существования.
Кубрик славился своей дотошностью на съемочной площадке, часто переснимая одни и те же сцены и не зря: его работы оставили неизгладимый след в истории кинематографа. В этой подборке мы собрали наиболее популярные кинокартины, которые трогают зрительские сердца даже сквозь время.
С широко закрытыми глазами
Рейтинг | Кинопоиск — 7.5/ IMDB — 7.5 |
Жанр | Триллер, драма, детектив |
Производство | США, Великобритания / 1999 |
Бюджет | $65 000 000 |
Сборы в мире | $162 091 208 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Альтернатива рождественским фильмам, где после праздников жена Билла Харфорда (Николь Кидман), Элис, признаётся, что фантазирует о других мужчинах. Потрясённый этим признанием, Билл отправляется в новогоднюю ночь Нью-Йорка на одержимый путь самопознания, попадая в странный мир сексуальных тайн.
Кубрик завершил создание этого фильма всего за несколько дней до своей смерти. Он стал интимной эпопеей, которую Роджер Эберт описал как «завораживающая сексуальная фантазия».
Из-за страха полётов вместо поездки в Нью-Йорк для съемок в Гринвич-Виллидж Кубрик построил точную копию района в английской студии Pinewood Studios. Для того, чтобы в кадре все смотрелось реалистично, художник-постановщик высчитывал параметры вплоть до ширины улиц и интервала между газетными киосками.
Цельнометаллическая оболочка
Рейтинг | Кинопоиск — 8.0/ IMDB — 8.2 |
Жанр | Драма, военный |
Производство | Великобритания, США / 1987 |
Бюджет | $30 000 000 |
Сборы в мире | $50 183 287 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Культовый военный фильм, который рассказывает историю солдата по прозвищу Джокер. Он проходит через две важные фазы своей военной службы. В первой части он и его товарищи сталкиваются с жестокой подготовкой под руководством безжалостного сержанта, а во второй Джокер оказывается во Вьетнаме, где в качестве военного корреспондента становится свидетелем всех ужасов войны.
Это глубокая психологическая драма с сильным актёрским составом. Фильм считается одним из лучших по военной тематике, сочетая яркую режиссуру, захватывающую операторскую работу и мощную атмосферу.
Кубрик хотел отразить тему утраты индивидуальности, наняв актеров, которые не были известны на момент выхода фильма. Для этого он разместил объявления по всей Америке, призывая молодых актёров присылать пробные записи. В итоге было получено около 3000 заявок, и Кубрик лично просмотрел большинство из них.
Сияние
Рейтинг | Кинопоиск — 7.8/ IMDB — 8.4 |
Жанр | Триллер, драма, ужасы, детектив |
Производство | США, Великобритания / 1980 |
Бюджет | $19 000 000 |
Сборы в мире | $44 084 890 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Одна из самых знаковых экранизаций романов Стивена Кинга. Режиссер Стэнли Кубрик перенес на экран историю Джека Торранса (Джек Николсон), писателя и бывшего алкоголика, который с семьей переезжает в отель «Оверлук» на зимнее время.
Их сын Дэнни (Дэнни Ллойд) обладает способностью «сиять» — видеть призраков и прошлое места. Со временем отель начинает сводить Джека с ума, превращая его в угрозу для родных.
Прототипом «Оверлука» стал реальный отель «Стэнли» в Колорадо, где Кинг однажды провел ночь в номере 217. В тот вечер он увидел сон о сыне, убегающем от ожившего пожарного шланга. Проснувшись, он сел за работу — так родился роман. Кубрик, однако, изменил номер на 237, чтобы не отпугнуть постояльцев отеля.
Барри Линдон
Рейтинг | Кинопоиск — 8.0/ IMDB — 8.1 |
Жанр | Драма, история, приключения, военный |
Производство | Великобритания, США / 1975 |
Бюджет | $11 000 000 |
Сборы в мире | $20 034 231 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Историческая драма «Барри Линдон» (1975) — один из самых визуально совершенных фильмов Стэнли Кубрика. Экранизация романа Уильяма Теккерея рассказывает о приключениях ирландца Редмонда Барри (Райан О’Нил), который проходит путь от солдата до аристократа, женившись на богатой вдове (Мариса Беренсон).
Фильм известен революционным подходом к съемке: Кубрик использовал специальные объективы NASA, чтобы снимать сцены при свечах без дополнительного освещения. Несмотря на сдержанный прием в 1975 году, со временем картина стала признанным шедевром. В 2025 году «Барри Линдон» стал доступен бесплатно на YouTube благодаря Warner Bros. Classics.
Для съемок «Барри Линдон» Стэнли Кубрик использовал специальные объективы NASA, разработанные для съемки в условиях слабого освещения в космосе. Это позволило режиссеру запечатлеть сцены при естественном свете свечей, создавая уникальную визуальную эстетику, которая сделала фильм одним из самых красиво снятых в истории кино.
Заводной апельсин
Рейтинг | Кинопоиск — 7.9/ IMDB — 8.2 |
Жанр | Фантастика, криминал |
Производство | Великобритания, США / 1971 |
Бюджет | $2 200 000 |
Сборы в мире | $26 593 384 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Культовый фильм Стэнли Кубрика, экранизация романа Энтони Бёрджесса, рассказывающая о подростке-преступнике Алексe Деларже. В антиутопическом будущем молодёжные банды бесчинствуют, но после совершённого убийства Алекс попадает в тюрьму и подвергается экспериментальной терапии, лишающей его способности к насилию. Вернувшись в общество, он сталкивается с последствиями своих прошлых поступков.
После выхода «Заводного апельсина» в Великобритании началась волна преступлений, из-за чего Стэнли Кубрик сам настоял на его запрете в стране. Картина оставалась недоступной для официального просмотра в Великобритании почти 30 лет, пока запрет не был снят уже после смерти режиссера в 1999 году.
2001: Космическая одиссея
Рейтинг | Кинопоиск — 7.9/ IMDB — 8.3 |
Жанр | Фантастика, приключения |
Производство | Великобритания, США / 1968 |
Бюджет | $12 000 000 |
Сборы в мире | $56 882 481 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Этот фильм Стэнли Кубрика считается шедевром научной фантастики, созданный в сотрудничестве с писателем Артуром Кларком. Картина рассказывает о миссии астронавтов на Юпитер, управляемой искусственным интеллектом HAL 9000. После нахождения таинственного монолита на Луне HAL начинает угрожать экипажу, убежденный, что они могут помешать выполнению основной задачи.
Кубрик не только создал уникальные визуальные эффекты, но и затронул философские вопросы о человеческой природе и искусственном интеллекте.
Кубрик настоял на уничтожении всех реквизитов после съемок, чтобы предотвратить их использование в других фильмах. Однако это привлекло внимание, и некоторые элементы были сохранены и позже проданы на аукционах.
Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу
Рейтинг | Кинопоиск — 8.0/ IMDB — 8.3 |
Жанр | Комедия, фантастика, триллер |
Производство | Великобритания, США / 1963 |
Бюджет | $1 800 000 |
Сборы в мире | $9 441 964 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Культовая черная комедия 1964 года, снятая режиссером Стэнли Кубриком. Фильм представляет собой сатирическое осмысление темы ядерной войны и безумия холодной войны. Сюжет разворачивается вокруг генерала ВВС США Джека Д. Риппера, который верит, что коммунисты пытаются загрязнить «драгоценные телесные соки» американцев через фторирование воды и приказывает нанести ядерный удар по СССР.
Президент США Меркин Маффли собирает своих советников, включая генерала «Бака» Тергидсона и эксцентричного бывшего нацистского ученого доктора Стрейнджлава, чтобы предотвратить глобальную катастрофу. Однако ситуация осложняется, когда становится известно о существовании советского «оружия возмездия», способного автоматически запустить ядерные ракеты.
Фильм был выпущен в прокат в январе 1964 года и стал лидером американского проката, удерживая первую позицию в течение 17 недель подряд.
Лолита
Рейтинг | Кинопоиск — 7.1/ IMDB — 7.5 |
Жанр | Драма, мелодрама, криминал |
Производство | Великобритания, США / 1962 |
Бюджет | $2 000 000 |
Сборы в мире | $9 254 631 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Это психологическая комедийная драма 1962 года, снятая режиссёром Стэнли Кубриком по одноимённому роману Владимира Набокова. Сюжет рассказывает историю эмигранта из Европы, профессора литературы Гумберта, который приезжает в небольшой американский городок Рамсдэйл, штат Нью-Гэмпшир.
Он снимает комнату в доме вдовы Шарлотты Хэйз, где знакомится с её 14-летней дочерью Лолитой. Гумберт испытывает к девочке непреодолимое влечение и, чтобы быть ближе к ней, решает жениться на её матери. После неожиданной смерти Шарлотты Гумберт становится опекуном Лолиты, и между ними завязываются сложные и противоречивые отношения.
Из-за строгих цензурных ограничений того времени Кубрик был вынужден смягчить многие откровенные сцены и намёки на сексуальные отношения между Гумбертом и Лолитой. Режиссёр позже признавался, что, если бы знал о всех трудностях с цензурой заранее, то, вероятно, не взялся бы за этот проект.
Одноглазые валеты
Рейтинг | Кинопоиск — 6.6/ IMDB — 7.1 |
Жанр | Драма, вестерн |
Производство | США / 1961 |
Бюджет | $6 000 000 |
Режиссёр | Марлон Брандо, Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Американский вестерн 1961 года, начатый Кубриком и завершённый Марлоном Брандо. Фильм рассказывает историю двух бандитов, Рио (Марлон Брандо) и Папаши Лонгворта (Карл Молден), которые в 1880 году совершают ограбление банка в Мексике. Во время побега, оказавшись на одной лошади, Рио остаётся отстреливаться от преследователей, пока Папаша отправляется на поиски второй лошади. Однако Папаша предаёт Рио, скрываясь с добычей, и тот попадает в тюрьму.
Спустя пять лет, после побега, Рио находит Папашу, который теперь является шерифом небольшого городка и живёт с семьёй. Рио намерен отомстить за предательство, но сталкивается с внутренними конфликтами и неожиданными обстоятельствами.
Изначально режиссёром проекта был назначен Стэнли Кубрик, однако из-за творческих разногласий с продюсерами он покинул проект. Марлон Брандо, будучи не только исполнителем главной роли, но и продюсером, решил самостоятельно занять режиссёрское кресло, что сделало «Одноглазые валеты» его единственной режиссёрской работой.
Спартак
Рейтинг | Кинопоиск — 7.8/ IMDB — 7.9 |
Жанр | Драма, приключения, военный, биография, история |
Производство | США / 1960 |
Бюджет | $12 000 000 |
Сборы в мире | $90 000 000 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик, Энтони Манн |
Трейлер | Смотреть |
Фильм основан на одноимённом романе Говарда Фаста и рассказывает историю гладиатора Спартака (Кирк Дуглас), который поднимает восстание рабов против Римской республики.
Среди других ключевых персонажей — его возлюбленная Вариния (Джин Симмонс) и римский полководец Марк Лициний Красс (Лоуренс Оливье). Стремление к свободе и борьба против угнетения являются центральными темами фильма. «Спартак» получил четыре премии «Оскар» и стал значимой вехой в карьере Кубрика, а также в истории эпического кино.
Изначально режиссёром «Спартака» был Энтони Манн, однако после первых недель съёмок он был уволен из-за творческих разногласий. Кирк Дуглас, выступавший не только в главной роли, но и в качестве продюсера, пригласил на его место молодого Стэнли Кубрика. Это назначение привело к изменениям в подходе к съёмкам и стилю повествования.
Тропы славы
Рейтинг | Кинопоиск — 8.1/ IMDB — 8.4 |
Жанр | Военный, драма, история |
Производство | США / 1957 |
Бюджет | $935 000 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Действие происходит в 1916 году во время Первой мировой войны на Западном фронте. Фильм начинается с приказа генерала Бруларда дивизионному генералу Миро: атаковать неприступную немецкую позицию, известную как Муравьиный холм. Несмотря на очевидную обречённость операции, Миро приказывает полковнику Дэксу (Кирк Дуглас) возглавить атаку.
После неизбежного провала генерал Миро, стремясь скрыть собственные ошибки, обвиняет солдат в трусости и приказывает казнить троих из них для поддержания дисциплины. Полковник Дэкс, бывший адвокат, пытается защитить своих подчинённых на военном трибунале, сталкиваясь с бюрократией и жестокостью военного командования.
Фильм основан на одноимённом романе Хамфри Кобба, опубликованном в 1935 году. Стэнли Кубрик, будучи подростком, нашёл этот роман в библиотеке своего отца и позже предложил продюсеру Джеймсу Харрису адаптировать его для экрана. Съёмки проходили в окрестностях мюнхенского дворцового комплекса Шлайсхайм, что добавило фильму аутентичности и мрачной атмосферы.
Убийство
Рейтинг | Кинопоиск — 7.6/ IMDB — 7.9 |
Жанр | Фильм-нуар, триллер, драма, криминал |
Производство | США / 1956 |
Бюджет | $320 000 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Фильм рассказывает историю Джонни Клэя (Стерлинг Хейден), опытного преступника, который после выхода из тюрьмы планирует последнее крупное дело — ограбление кассы ипподрома во время скачек. Для реализации плана он собирает команду, состоящую из коррумпированного полицейского, бармена, кассира и бывшего алкоголика. Несмотря на тщательную подготовку, непредвиденные обстоятельства и человеческие слабости приводят к неожиданным последствиям.
«Убийство» стало первой работой Кубрика, снятой на относительно достойный бюджет, что позволило ему привлечь известных актёров и использовать более сложные технические приёмы. Фильм закрепил за Кубриком репутацию талантливого режиссёра и стал важной вехой в его карьере, демонстрируя его уникальный стиль и подход к кинематографу.
«Убийство» примечательно своей нелинейной структурой повествования, которая была новаторской для того времени. Первые тестовые показы не были успешными из-за этой особенности, и Кубрик был вынужден смонтировать фильм в линейном порядке, что сделало его ещё более запутанным. В итоге был выпущен первоначальный вариант с нелинейным монтажом, который впоследствии оказал влияние на такие фильмы, как «Бешеные псы» (1992) и «Криминальное чтиво» (1994).
Поцелуй убийцы
Рейтинг | Кинопоиск — 6.6/ IMDB — 6.5 |
Жанр | Фильм-нуар, триллер, драма, криминал |
Производство | США / 1954 |
Бюджет | $75 000 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Чёрно-белый фильм-нуар 1955 года, снятый режиссёром Стэнли Кубриком. Это его вторая полнометражная кинокартина после «Страха и вожделения». Сюжет вращается вокруг Дэйви Гордона, 29-летнего боксёра, который живёт один в Нью-Йорке. Однажды он становится свидетелем того, как его соседка, танцовщица Глория Прайс, подвергается насилию со стороны своего работодателя и любовника Винсента Рапалло. Дэйви решает вмешаться и помочь девушке, что приводит к цепочке опасных событий, ставящих под угрозу их жизни.
Фильм продемонстрировал ранние признаки стиля Кубрика, включая внимание к деталям, использование света и тени, а также умение создавать напряжение. Хотя он не имел большого коммерческого успеха, «Поцелуй убийцы» стал важным шагом в карьере Кубрика, открыв ему путь к более масштабным проектам.
Стэнли Кубрик не только выступил режиссёром, но и взял на себя обязанности продюсера, оператора и монтажёра. Бюджет составил всего 75 000 долларов, что вынудило Кубрика использовать креативные подходы при съёмках. Например, многие сцены снимались на реальных улицах Нью-Йорка без официальных разрешений, что придавало фильму документальную атмосферу. Кроме того, из-за ограниченных средств Кубрик привлёк к работе своих друзей и семью; его тогдашняя жена, Рут Соботка, выступила художником-постановщиком фильма.
Моряки
Рейтинг | Кинопоиск — 5.5/ IMDB — 5.1 |
Жанр | Документальный, короткометражка |
Производство | США / 1953 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Это третий фильм Стэнли Кубрика и первый опыт работы с цветным кинематографом. Он был создан по заказу Международного профсоюза моряков (Seafarers International Union) и рассказывает о преимуществах вступления в этот профсоюз, освещая различные аспекты жизни и работы моряков, а также услуги и поддержку, которые предоставляет организация своим членам.
Фильм долгое время считался утерянным, но в 1973 году киновед Фрэнк П. Томасуло обнаружил копию на 16-мм плёнке и передал её на хранение в киноархив Конгресса США. «Моряки» представляют интерес для поклонников Кубрика, так как демонстрируют ранние этапы творчества и становление его уникального стиля.
Для съемок Кубрик использовал собственное оборудование и привлёк сотрудников журнала «Seafarer’s Log» в качестве съёмочной группы. В некоторых сценах, например, в кафетерии, можно заметить ранние проявления фирменного стиля Кубрика, такие как использование движущейся камеры, что впоследствии станет характерной чертой его работ.
Страх и вожделение
Рейтинг | Кинопоиск — 6.0/ IMDB — 5.3 |
Жанр | Триллер, драма, военный |
Производство | США / 1952 |
Бюджет | $33 000 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Сюжет разворачивается во время вымышленной войны, где четверо солдат оказываются в тылу врага после крушения самолёта. Стремясь вернуться к своим, они сталкиваются с внутренними конфликтами, страхами и желаниями, которые обостряются в экстремальных условиях. В нем затрагиваются темы человеческой психологии, абсурдности войны и дилемм морали.
Фильм долгое время считался утерянным и был наименее известной работой Кубрика. Однако, «Страх и вожделение» заложил основу для дальнейшего творчества режиссёра, продемонстрировав его интерес к сложным психологическим темам и нестандартным решениям.
Кубрик планировал сделать «Страх и вожделение» немым, чтобы снизить затраты на производство; добавление звуков, эффектов и музыки в итоге обошлось создателям в 53 тыс. долларов.
Летящий падре
Рейтинг | Кинопоиск — 5.9/ IMDB — 5.5 |
Жанр | Документальный, короткометражка |
Производство | США / 1951 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Короткометражный документальный фильм, снятый Стэнли Кубриком в 1951 году. Это его вторая работа после «Дня боя». Картина длится около 9 минут и рассказывает о двух днях из жизни католического священника Фреда Штадтмюллера, чьё пастырское служение охватывает обширную территорию в штате Нью-Мексико.
Чтобы эффективно обслуживать свой приход (около 400 квадратных миль), отец Фред использует самолёт Piper J-3 Cub, названный «Дух святого Иосифа» (англ. «Spirit of St. Joseph»). В фильме показано, как священник проводит заупокойные службы, даёт наставления прихожанам и даже перевозит больного ребёнка с матерью в больницу, выступая в роли пилота санитарного самолёта.
Изначально Кубрик планировал назвать фильм «Небесный пилот» (англ. «Sky Pilot»), но студия не одобрила это название. Впоследствии Кубрик назвал «Летящего падре» «глупой затеей», однако признал, что именно после этого проекта он окончательно ушёл из журнала Look, чтобы полностью посвятить себя кинематографу.
День боя
Рейтинг | Кинопоиск — 6.1/ IMDB — 6.2 |
Жанр | Документальный, короткометражка, спорт |
Производство | США / 1951 |
Бюджет | $3 900 |
Режиссёр | Стэнли Кубрик |
Трейлер | Смотреть |
Это дебютная работа Кубрика в качестве режиссёра. Фильм длится 16 минут и рассказывает о дне из жизни ирландского боксёра среднего веса Уолтера Картье, который готовится к важному бою. Картина охватывает его утренние ритуалы, посещение мессы, обед в любимом ресторане и психологическую подготовку к поединку. Кульминацией является сам бой, в котором Картье одерживает победу.
«День боя» получил положительные отзывы критиков и считается важным этапом в становлении Кубрика как режиссёра. Фильм демонстрирует его внимание к деталям, способность создавать напряжение и интерес к человеческой психологии.
Кубрик сам финансировал создание фильма, потратив 3 900 долларов. Он также выступил в роли оператора, продюсера и монтажёра. Фильм был основан на фоторепортаже, который Кубрик снял для журнала «Look» два года ранее.