Неорелигиозная, тоталитарная, деструктивная… Всё это о японской секте «Аум Синрикё», которая на территории Российской федерации признана террористической организацией. И есть за что — в 1995 году они совершили жестокую атаку в токийском метро с применением газа зарин, в результате которой погибли 27 человек и тысячи пострадали. Кроме того, в начале 90-х отделения секты существовали и на территории нашей страны и даже давали концерты во дворцах спорта.
Лидером этой поистине жуткой организации был Сёко Асахара, 27 февраля 2004 года приговорённый к смертной казни по обвинению в 13 преступлениях, включая убийство семьи адвоката, помогавшего жертвам секты.
Мы предлагаем вам подборку документальных и художественных фильмов, а также аниме, чтобы ознакомиться с деятельностью «Аум Синрикё», которая только на первый взгляд кажется невероятной, но на самом деле подчинена определённой бесчеловечной логике формирования сект.
В продолжении данной темы рекомендуем ознакомиться с нашей подборкой фильмов про секты.
Аум Синрикё: Аниме
У секты был поистине агрессивный и профессиональный маркетинг: существовали и журналы, и газеты, и музыкальные симфонии, посвящённые жизни в секте и вдохновлённые деятельностью Асахары, в которых он представал пророком и спасителем.
Но самым безумным продуктом был, конечно, десятисерийный аниме-сериал. В первом же эпизоде Асахара левитирует, будьте осторожны.
А (1998)
Японский документальный фильм «по горячим следам» спустя три года после трагедии в токийском метро, снятый независимым режиссёром Тацуей Мори. В фильме исследуется вопрос: почему одни японцы напали на других японцев?
В «А» показана повседневная жизнь оставшихся членов «Аум Синрикё» после инцидента 1995 года. Мы видим, как они продолжают поклоняться Асахаре, слушают специальные аудиозаписи, а также сражаются с журналистами, поджидающими перед тренировочными площадками. История рассказана устами Хироси Араки, одного из заместителей Асахары.
Женщина под свидетельской защитой (1997)
Сатирическая беспощадная драма Дзюдзо Итами на основе реального убийства членами секты адвоката-антикультиста и его семьи, свидетельницей которого случайно становится малоизвестная актриса.
Режиссёр не удерживается от саркастических выпадов в адрес Асахары и подчёркивает тот факт, что ничто не остановит религиозных фанатиков в достижении их целей (даже если это угрозы, подкуп или убийство).
Исцеление (1997)
Фильм Киёси Куросавы также вышел спустя два года после трагедии в метро и не посвящён напрямую деятельности секты. Но в этом малобюджетном психологическом триллере очевидно просматриваются мотивы влияния на японское общество «Аум Синрикё» и в мрачном, серьёзном тоне рассматривается проблема здравомыслия в современном обществе.
Некий человек по имени Мамия задержан подозрению в серии убийств, но страдает потерей памяти. Детектив, ведущий дело, уверен, что именно Мамия – убийца, ведь он обладает невероятной гипнотической силой…
Эврика (2000)
«Эврика» Синдзи Аоямы – артхаусная чёрно-белая лента, в которой кропотливо исследуется травмирующее влияние терактов на сознание людей. Режиссёр признавался, что именно события 1995 года вдохновили его на создание фильма.
Главные герои – два брата и сестра, выжившие после инцидента с захватом самолёта, которые пытаются вернуться к нормальной жизни. Фильм представляет собой своеобразное послание для жертв секты, показывающее, что всегда есть шанс на надежду, независимо от того, насколько травмирующей была ситуация.
Я и лидер культа (2020)
Документальный фильм режиссёра Ацуши Сакахары. Лучше смотреть как продолжение «A» Тацуи Мори (1998), потому что мы видим режиссёра (пережившего события 1995 года), путешествующего по Японии не с кем иным, как с самим Хироси Араки (ныне главным представителем культа «Алеф» – так переименовались «Аум Синрикё» в нулевые).
В фильме представлена возможность узнать из первых рук, как личная трагедия подталкивает людей к вступлению в секту, а также подчёркивается, что дело Сакахары всё ещё живёт.
Аум: Культ и конец света (2023)
Американская документалка, представленная в 2023 году на фестивале Сандэнс. Качественное обстоятельное современное исследование, заслужившее высокие оценки критиков.
В этом исследовании показаны те, кто несёт ответственность за атаку, а в съёмках принимают участие люди, пережившие этот ужас, и подробно воссоздана хронология событий.